17 и 18 апреля в Самарской области проходил саммит «Россия-Евросоюз». На нем, в том числе, были рассмотрены вопросы демократии, прав человека и правового государства в России.
Классик когда-то написал такие слова о демократии:
«Львиная доля демократического энтузиазма происходит из идей философов, подобных Руссо, которые верят в демократию, так как думают, что люди настолько мудры и добры, что каждый заслуживает права участия в управлении государством. Защищать демократию, основываясь на таких представлениях, опасно, потому что эти представления неверны. Всякий раз на этом наживаются люди, предпочитающие тиранию. Для того чтобы убедиться в неверности этих представлений, не нужно далеко ходить. Я не вправе управлять даже курятником, не говоря уже об управлении нацией. Не имеет такого права и большинство людей – всех этих людей, которые верят рекламе, мыслят лозунгами и распространяют слухи. В действительности же демократия нужна как раз для обратного. Человечество пало настолько, что ни одному человеку нельзя доверять власть без контроля над ним со стороны других членов общества». (К.С. Льюис, «Равноправие»)
Российская демократия «не в чистом виде», похоже продолжает сворачиваться. Несогласным с правительством все труднее открыто выражать свое мнение. С другой стороны многих пугает, что такие люди, как Каспаров и Шендерович выступают единым фронтом с Лимоновым и его нацболами. Русский фашизм так же отвратителен, как и любой другой. Зачем Каспарову нужно выступать с ними в одном марше? Неужели он не понимает, что идеи демократии в глазах обывателей и домохозяек от таких объединенных акций прочно начинают ассоциироваться с фашизмом? Каспаров – человек умный. Вряд ли он этого не понимает. Значит что-то не так в этом процессе…
Бесчинства нашей милиции и ОМОНА в Москве и Питере – это тоже никуда не годится. Мне весьма жаль тех, кто ответственен за избиения мирных граждан. Хотя правосудие в нашей стране и редкая штука, есть правосудие свыше. Если они не покаются, то их ждет праведный Божий суд.
Наше общество не преобразить ни полицейскими дубинками, ни лозунгами на маршах. Во все века только одно средство могло преобразить человека – это Божья благодать. Жаль, что большинство относится к Евангельской вести, как к нудному морализаторству.
Впрочем, все эти процессы как нельзя лучше иллюстрируют тот факт, что наше общество нуждается в благодати. Мы задыхаемся в атмосфере ненависти. Нас погубят вечные поиски виноватых. Только благодать Божья способна преобразить наше общество. Благодать – это незаслуженный дар Бога человеку, выражающийся в прощении грехов. Благодать, это когда Бог любит нас, не ставя перед нами предварительных условий. Отношения благодати между людьми – это любовь и прощение даже тогда когда другая сторона тебя не стремится ни к любви, ни к прощению. Ведь должна же нас чему-то учить история. Мартин Лютер Кинг добился большего чем Каспаров вовсе не потому, что перенес мученичество за свои убеждения, а потому, что жил по Евангелию. Жил по благодати и умел любить врагов. Именно Евангельской благодати и не хватает сегодняшним "согласным" и "несогласным".