В посёлке Яицкое с 1990-х годов живёт цыганский табор, сейчас больше похожий на резервацию индейского племени в лесах Амазонии — цыгане живут в домах, построенных из подручных материалов, топят печки, четверть из них не имеет документов, не умеет ни писать, ни читать.
На протяжении уже четырёх месяцев руководители и волонтёры проекта “Содействие социальной адаптации цыганской общины в поселке Яицкое” при поддержке Ассамблеи народов Самарской области стараются помочь цыганам Яицкого стать частью современного мира.
Юлия Вернигор, руководитель проекта социализации цыган:
— Актуальность нашей работы состоит в том, что сегодня в России в целом и в поселке Яицкое цыгане — этническое меньшинство, во многом изолированное от другого населения. Из-за этого в общине целый ряд проблем, таких как безграмотность, безработица, отсутствие идентификационных документов и негативное отношение со стороны представителей других народов.
У меня есть практика помощи людям в странах Ближнего Востока и Северной Африки, всё-таки восемь лет я занималась этой деятельностью. Поэтому, когда мы увидели проблемы наших людей в нашем городе, вопрос «идти или не идти» уже не стоял.
И мы очень рады, что многие люди, которым мы говорили о нуждах цыган, откликнулись и стали помогать в проведении проекта на постоянной основе. Большая часть волонтёров — из евангелических церквей, к которым мы обратились, зная их активную гражданскую позицию.
Мы приезжаем в общину еженедельно уже на протяжении четырёх месяцев, чтобы установить личный контакт с жителями, проводим опросы по численному составу семей, наличию документов. А также организуем тематические встречи и занятия по ликвидации неграмотности.
Волонтёры выяснили, что в общине постоянно проживают около 400 человек, многие из них ведут нищенский образ жизни. Во многих домах, если эти жилища можно так назвать, практически нет самого необходимого. В посёлке царит поголовная безграмотность со всеми вытекающими — не имеют никаких документов около 100 человек.
Что ещё хуже — никто толком не знает, чем цыгане зарабатывают на жизнь. Сами они говорят, что работают на стройке, собирают чермет и лом цветных металлов. При нас группа цыган сгружала с машины два трансформатора, происхождение которых осталось тайной. Сами цыгане рассказывают, что многие из них — котельщики и кузнецы и могут работать с металлом, но мастерских и материалов у них здесь, в Яицком, нет. Дети же зимой собирают по округе всё, чем можно растопить печки.
Оседлость цыган в Яицком весьма условна, несмотря на возраст их посёлка. Кто-то приезжает, кто-то уезжает, а дома, особенно по левую сторону дороги, разделяющую территорию табора, назвать жильём можно с большой натяжкой. Собранные из поддонов и строительного мусора домики с тонкими струйками дыма из “буржуек” больше похожи на трущобы на окраине больших городов где-нибудь в Южной Америке.
С правой стороны дома побогаче, хотя и их назвать комфортным жильём язык не поворачивается. В сенях земляной пол, на котором зачастую просто лежит кусок линолеума или лист ДВП. Старая мебель вдоль стен, отслаивающиеся обои и закопчённая пенопластовая плитка на потолке, хотя собраны дома, несмотря на скудность материалов, вполне добротно.
4 февраля волонтёры приехали в табор на “День знакомства” — мероприятие, которое, по замыслу организаторов, должно было ещё немного помочь понять друг друга.
Галина Вернигор, соруководитель проекта по социализации цыган в Яицком:
— Самая главная наша задача — понять культуру цыган этого табора. Понять их обычаи, почему они так поступают, как они принимают те или иные решения. Какие у них понимания и ценности, какое мировоззрение, что является их основой.
Это, конечно, и исторические факторы, и привнесенные в процессе странствований. И уже поняв, откуда истоки их поведения, постараться изменить их отношение к жизни, к взаимоотношениям между людьми. Дети откликаются быстрее. В них ещё не укоренились какие-то вещи, они впитывают много хорошего.
Администрация Волжского района сделала очень многое для этого диалога, но процесс очень трудный и долгий. Нельзя же приставить каждого чиновника к этим людям, хотя они очень помогают им, поэтому работа волонтёров необходима.
Мы посещаем этот табор уже четыре месяца, и главной нашей задачей было организовать детей, у которых нет документов, чтобы начать с ними заниматься, потому что у них полная безграмотность — и среди взрослых, и среди детей, в основном среди бедной части.
Здесь, среди домов на правой стороне посёлка, ситуация относительно нормальная, дети учатся в 52-й школе, с которой мы тоже держим связь. Организуем мероприятия, чтобы отношения между учащимися из цыганской общины и нашего, так сказать, русскоговорящего населения строились на дружественной основе.
Конфликтов в самой школе нет, потому что там учителя — подвижники. Они уже 10 лет ведут цыганский класс и очень стараются, чтобы максимальное число детей закончили не два-три класса, а как можно больше.
Пока же два-три класса — это уже хорошо. По крайней мере, они могут прочитать, расписаться и в своей семье другим детям помогать в учебе.
Мы увидели, что дети очень способные. Когда мы с ними занимались, они совершенно меняли стиль поведения. Они становились внимательными, послушными, очень старательными. Они ожидают очередного общения, потому что им этого не хватает.
Сейчас мы запланировали совместные мероприятия для детей, которые учатся в школе, и детей, с которыми мы занимаемся в таборе, чтобы они адаптировались в социуме. Чтобы они видели нормальную жизнь.
Кроме того, наша задача — изменить отношение к цыганам, изменить отношение цыган к самим себе и к окружающим.
Несмотря на то, что большинство волонтёров уже знакомы цыганам, всё равно чувствовалась напряжённость: взрослые цыгане волновались и периодически отгоняли детей, стараясь подготовить один из домов для мероприятия.
Во время визитов волонтёров привычный образ самоуверенных и наглых цыган рушится в момент — взрослые кучкуются возле стен, женщины до последнего прячутся на кухне, несмотря на уговоры.
Зато любопытство детей, кажется, не имеет границ — они буквально засыпают вопросами и обожают фотографироваться.
В самом начале мероприятия волонтёры попробовали исполнить с цыганскими детьми несколько песен, что выучили на занятиях, но успехом увенчалась только, видимо, близкая по духу “Хакуна-матата” — в переводе с суахили “Без забот”.
Обстановка разрядилась, только когда заиграл дуэт “Гармоника” — сначала бросились танцевать дети, а потом вышли несколько взрослых, показав знаменитый цыганский танец во всей красе, и надо признать, что это действительно захватывающее зрелище, совсем не похожее на привычные нам по кино или концертным выступлениям.
Кочевой образ жизни цыган не вызывал вопросов и особенных трудностей на протяжении тысячелетий. Но сейчас наступил момент, когда сохранение своего уклада и традиций стало для этого народа проблемой.
Неподалёку от домов цыганской общины растет новый микрорайон «Южный город», и жить так, как привыкли цыгане, уже нельзя — слишком высока вероятность серьёзных межнациональных конфликтов. Цыганские дети хотят быть похожи на своих сверстников из «большого мира» — пользоваться современными гаджетами и жить в цивилизации.
Хотя четыре месяца — это очень малый срок, но совместные усилия волонтёров, администрации Волжского района и главы цыганской общины Романа Марковича дают свои плоды. Многие цыгане уже получили документы, хотя для этого приходится вести кропотливую работу, доказывать в судах родственные связи и обучать грамоте не только детей, но и взрослых.
Есть надежда, что со временем цыгане посёлка Яицкое обзаведутся настоящим жильём и своей собственной землёй.
16 февраля 2017
Автор: Антон Черепок
Источник: «Другой город» http://drugoigorod.ru/gipsy-02-17/