В этом году на Пасху в Самару привезли благодатный огонь . Впервые огонь символизирующий чудесное воскресение Иисуса и единство Православной Церкви во всем мире был доставлен прямо из Иерусалима. Огонь был доставлен прямо на пасхальное богослужение в четыре самарских храма — в Покровский собор, храм Георгия Победоносца, Петропавловский собор и в церковь села Нероновка, Сергиевского района.
Многие сторонники Православия говорят, что благодатный огонь – это чудо, происходящее ежегодно и подтверждающее истинность православной веры. Атеисты возражают, что существуют химические реакции, которые знают даже школьники, и которые нетрудно воспроизвести для того, чтобы сотворить "чудо".
Чем же является благодатный огонь на самом деле: чудом или обманом? Достоверные свидетельства приоткрывают тайну
Еще в 19 веке А.Н. Муравьев — писатель, поэт, церковный историк, паломник по святым местам, коллекционер, чиновник Святейшего Синода написал: "Никогда не мог я узнать истинного начала церемонии священного огня, которой празднование в Иерусалимской церкви теряется в глубокой древности. Христиане, ныне стекающиеся искать огня вещественного на Великой могиле, как бы недовольные тем божественным светом, который так ярко излился для них в Писаниях, нарушают святость древнего обряда грубым неблагочинием самого торжества, и невольно напоминают слова Спасителя, что настало время, когда истинные поклонники поклонятся Богу не в одном Иерусалиме, но в духе и истине. Сколь велика и священна в православном отечестве молва о возжении св. огня, столь тягостно для взоров и сердца самое зрелище оного в Иерусалиме".
Большую часть своей жизни Муравьев посвятил "утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни". Поэтому его трудно обвинить в предвзятости, свойственной многим атеистам советского времени.
Благочестивый обман или традиция?
Упоминания о священном огне можно найти в книге-дневнике епископа Порфирия (Успенского), создателя первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Вот что он пишет: "Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба"
Другой известный православный деятель, профессор богословия Димитрий Успенский, расстрелянный после третьего ареста в 1937 г., однофамилец епископа Порфирия в своем докладе так же исследует эту тему: "Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда священного огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь."
Все приведенный выше православные деятели соглашаются в том, что по словам митрополита Вифлеемского Дионисия, "огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".
Профессор Успенский к к этим словам наместника иерусалимского патриарха добавляет: "Для нас этот огонь есть, был и будет священным еще и потому, что в нем сохраняется древнехристианская и вселенская традиция; традиция, связанная с верой во Христа, как света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего и мир."
Чудо воскресения
Погоня за "чудом ради чуда" никогда не была свойственна истинным христианам. Сам Христос отказывался дать иудеям знамение, подчеркивая, что единственным истинным знамением является Его собственная смерть и воскресение. Не меньшим чудом является то духовное изменение, которое происходит с верующими благодаря участию в таинствах Церкви. Но к этим чудесам, ежедневно происходящим в Церкви, иногда относятся с меньшим почтением, чем к схождению благодатного огня.
Священный огонь, привозимый из Иерусалима в Самару в пасхальную ночь имеет глубокое символическое значение. Это прообраз единства Русской Православной Церкви с другими Православными Церквями во всем мире. И причина этого единства между людьми во всех странах и народах одна: Христос воскрес! Воистину воскрес!